>
 
 
Ушгульская Ламария (так называют сваны богородицу) была очень и очень красива. Крепко полюбилась она дэву, и захотел он на ней жениться. Но Ламария не была согласна и отказала ему. Не сумев словами добиться желаемого, дэв решил силой подчинить себе Ламарию. Выбрал он самое узкое место в ущелье Ингури, между селами Кала и Ушгули, выложил стену и преградил путь течению Ингури.  Ламария - сванское название богородицы Марии (ла - обычный префикс в сванском языке). С Ламарией связаны представления о женском божестве, древней богине злаков и женского плодородия.
Ингури-река в Западной Грузии, берущая начало в Сванетии. Кала - селение в Верхней Сванетии на берегу реки Ингури.
Ушгули - селение в Верхней Сванетии на берегу реки Ингури.  Воды набралось столько, что уровень ее достиг села Ушгули и волны перекрыли всю долину.
Сильно обеспокоились поселяне. Вода унесла все посевы. Рассердилась тогда Ламария и выпустила против дэва своего барана. Лагурка - из села Кала дал ей в помощь своего. Разбежавшись с двух сторон, ударились они об стену и пробили ее.
Обращает внимание культ священных баранов у горцев Восточной Грузии. В горских молельнях в Мтиулети (Восточная Грузия) находились скульптурные фигурки баранов и живые священные бараны, "вещавшие" волю божеств. Грузинские авгуры узнавали ее по состоянию, движениям и цвету шерсти священных баранов. Фигурки баранов опускались в священный сосуд с вином, и по их положению также велось предсказание. Это называлось "омовением божьего лика". В археологических памятниках, обнаруженных на территории Грузии, мотив барана встречается очень часто.
Лагурка - сванское название святого Кирияка, монастырь и церковь которого стоят в село Кала и являются одной из наиболее прославленных святынь Сванети с фрагментами росписи, датированной 1183 г. Июль месяц назывался в Грузии Квирикобистве, т. е. "месяц Квирике

Гора Ушба

Гора Шхара

Ушгульская Ламария

Жил на свете смелый охотник по имени Беткиль. Беткиль был молод, строен, красив и ничего на
свете не боялся. Удача всегда сопутствовала ему, он никогда не возвращался с охоты без
добычи. Да и не пугался он от суровых законов Ушбы, как его не просили, не отговаривали,
все-таки отправился охотиться на ее склоны. Но в тот день когда охотник поднимается к
леднику, его у вершины встречает Дали. Она зачаровала юного красавчика, и он, позабыв с
мгновения про свой дом и род, остался с ней жить на Ушбе.
Прошло некоторое время они наслаждались собственным счастьем и любовью, пришел тот
момент, когда однажды Беткиль глянул вниз, увидел башни своего родного селения и заскучал.
Ночью он тайком покинул Дали и опустился к родному очагу. Где его ждала, проливая слезы,
изящнейшая молодая женщина Сванетии. Беткилью что оставалось, отдался новой любви и как
будто позабыв о Дали. На большом торжестве целый люд веселился и пировал, не прекращались
песни, пляски и хороводы. И вдруг видят люди откуда то - через поляну бежит сломя как будто
голову огромный, тур. Не выдержало сердечко смелого охотника, схватил он лук и погнался за
добычей. Тур ловко прыгал по широким скалистым тропам, по стопам гнался храбрый Беткиль.
Не опасаясь ничего отважный Беткиль продолжал преследовать тура и взявшего едва на прицеле, в миг на склонах Ушбы тур исчез, а Беткиль
остался на отвесных скалах, откуда и мыслимо не было возврата. Тогда он понял, кем был послан этот громадный тур - самой богиней Дали.
Внизу под скалой, на которой остался Беткиль, собрался народ, люди кричали, плакали, протягивали к нему руки, но ничем помочь не могли.
Тогда крикнул громким голосом отважный юноша: «Да пусть танцует моя невеста!» Сделав круг народ, возлюбленная Беткиля исполнила
последнюю просьбу своего героя танец Шуш-пари.
Вновь крикнул Беткиль: «Могу ли видеть, как моя сестра будет оплакивать меня!» и вышла его сестра, и он смотрел танец плача и печали. «А
теперь хочу видеть пляску народа!» Сваны повели хоровод с припевом о
погибающем Беткиле. И тогда смелый красавец крикнул: «Прощайте!» - и эхо
разнесло его голос по горам. Беткиль бросился со скалы и разбился. С тех пор
богиня Дали никогда больше не показывалась людям, а охотники не подходили даже
близко к скалам Ушбы, где обитает богиня охоты».
Интересна очень история покорения этой Горы-легенды: «Долгое время почти все
попытки подняться на Ушбу кончались неудачно.
В 1906 году в Сванетию приезжают два англичанина и заявляют о своем желании
подняться на вершину Ушбы. Они ищут проводника, но ни один сван не
соглашается переступить границу владений Дали.
С 1888 по 1936 год на северной вершине Ушбы побывало лишь пять, а на южной
только десять иностранных спортсменов, а штурмовали эту вершину более 60
человек. На ее склонах за эти полсотни лет разыгралось и немало трагедий.
Название Шхара -гора является большой вершиной, которая находится на севере восточного
полушария, если быть точнее она находится в средних широтах, точные координаты которого
принадлежат 43 градусам северной ширины и 43,1 градусу восточной долготы. В переводе с
балкарского Ушхара (Шхара) означает «не монолитная». Ученые утверждают, что такое
название было дано этой горе, потому что массив Шхара очень часто выделяется над всем
гребнем Безенгийской стены.
Мнения по поводу названия расходятся некоторые считают, что название переводился как
девятая вершина, как будто от слово " чхара " означавший число девять. Доказывают свое
мнение ученые тем, что главная вершина Шхары является девятой, если считать с запада.
Аналогично также назван и ледник, который стекает с юго-восточного склона, и горный
поток, который вытекает из этого ледника.
Географическая вершина Шхара начинается в Евразии, перетягивается к Кавказским горам и
имеет кончается в центре Кавказа.
Вершины Шхары располагаются в разных странах. Гора Южная Шхара находится в
Грузии, но гора Шхара расположена как в Грузии, так и в России, а гора Восточная
Шхара также, как и предыдущая принадлежит двум вышеупомянутым странам.
Скалистые массивы являются составляющей часьтю Безенгийской стены. Следует
отметить что с горы Шхара сходят три крупных ледника. На Российской стороне
направлен- ледник Башхаауз и на Грузинской Халде и Шхара. Высота Шхара человека
непременно впечатлит, высота достигает до 5200 метров. Было время горе Шхаре
отдавали первое место среди самых высоких гор Кавказа. Но недавние исследования
показали, что эта гора почти на двадцать метров ниже, чем гора Джангитау. Но
все-таки Шхара есть гигант Кавказких гор.
Гора Шхара образовалась из гранитов и кристаллических сланцев. Эта гора является
очень популярным местом для альпинистов. Ежегодно наплыв туристов просто
впечатляет. Советским людям впервые удалось посетить гору Шхару лишь в одна
тысяча девятьсот тридцать третьем году.
Тот, кто однажды побывал на горе Шхара, надолго запомнит свое путешествие,
наполненное приятными впечатлениями от пребывания в этой части планеты.
Невероятное впечатление гора производит на своих посетителей с помощью внешнего вида.
График (план) экскурсионного маршрута обзорного тура Местиа-Ушгули
Экскурсия по достопримечательностям Местиа начинается с выезда из Кутаиси. Путешествие в высокогорной Сванетии это проезжать по серпантинам самого красивейшего региона Грузии и которая расположена на южном склоне Кавказского главного хребта, с которого берет начало река Ингури, Кодори, Цхенисцкали. На этом хребте расположены три 5000-метровые вершины (в Грузии 4 вершины). Самыми популярными вершинами среди альпинистов которым являются Ушба, Тетнульд, Шхара, Аилама, Лахили и другие.

Обзорные туры в Местиа из Кутаиси лежит через столицу Мегрелии, город Зугдиди. Мы посетим родовой дворец мегрельских князей Дадиани, властителей Мегрелии. Отведаем по желанию местной мегрельской кухни, самой пикантной в Грузии, и отправимся по красивейшей дороге вдоль Ингурского ущелья, непосредственно в горы.

На фоне величественных горных пейзажей до наших дней стоят 15-20 метровые башни, построенные в двенадцатом веке, количество которых приближается к 250.  Эти башни представляют собой визитную карточку Сванетии.
Достигнув отметки в 1500 метров от уровня Черного моря, мы окажемся в Местии, главном городе Сванетии. Это уникальное место с потрясающими видами и архитектурой. Причудливое сооружение, секрет постройки которого затерялся в веках. Башни, служившие защитой во время междоусобных противостояний, чаще всего вызванных обычаем кровной мести.

Обзорные туры Местиа начнем экскурсионного посещения музея истории и этнографии.
Экскурсия по городу Местиа и осмотр дома музея великого альпиниста Михаила Хергиани -прозванного самим альпинистами - барсом.
Осмотр Храма Преображения IX века
Чуточку свободного времени, фото-стоп по пейзажам и достопримечательностями Местиа
Возможно при наличии свободного времени поднимемся на горнолыжную вершину Хацвали, там можно посидеть в ресторане.
Вечером ланч на природе -(сами закупаем продукты), ночевка в гостевых домах. После хорошего отдыха, рано утром продолжаем наш путь по достопримечательностям Сванетии на внедорожнике и поднимемся еще выше в горы.

Нас ждет обзор Ушгули, самое высокогорное постоянное поселение в Европе, которая находится на высоте 2200 метров, где люди живут круглый год, не спускаясь на зиму в долины.
Именно благодаря Ушгули, архитектурный ансамбль, которого является ценным архитектурно-историческим памятником, Верхняя Сванетия была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Село находится на южном склоне Шхары, одной из высочайших гор Кавказа высота, которой достигает 5068м.
Мы побываем в храме Ламария с его древнейшими фресками, при наличии времени поднимемся в Чажашский замок, который в прошлом был резиденцией царицы Тамары, и конечно насладимся древней архитектурой Ушгули, местные здания и сооружения, которого были построены еще в IX-X веке.

Со времен царицы Тамары сюда на время набегов турок, монголов, иранцев привозили на сохранение государственную казну и самые святые реликвии. По преданию именно со Сванетией связана легенда о Золотом Руне, где описываются образы, напоминающие Сванетию. В частности, гора с двойной вершиной, предположительно - гора Ушба (Ushba).

В древние времена Сванетия входила в Колхидское царство. Миф о Греческих Аргонавтах отражает историю ранних связей между Древней Грецией и Кавказом. По преданию, золото в Сванетии добывали погружая шкуру барана в воды золотоносных рек; руно, на котором оседали частицы золота, приобретало большую ценность.

Приблизительно после полудня выезжаем из Ушгули в Местиа. Отдых некоторое время, выезд из Местии и заканчивается наша бюджетная поездка с прибытием в Кутаиси приблизительно в 11-00ч

Остальные дополнительные предложения обсуждаем

В стоимость экскурсии включено
Поездка Кутаиси- Местиа на комфортабельном микроавтобусе
Поездка Местиа - Ушгули на внедорожнике
Услуги гида
Ночевка в гостевых домах  и  питание не входит в стоимость тура

Маршрут Кутаиси Местиа - Обзор достопрмечательностей

Местиа - Орлиное гнездо - край тысячей башен.

Как в целом на Кавказе и тем более в развитии не только грузинской государственной деятельности и грузинского этноса, Сванетия считается один из первым и древнейшим очагом. С античного периода эта земля считается неотъемлемой частью Грузии и
которая участвует в жизнедеятельности Грузии. Очень много интересного написано о жизни этого замечательного высокогорного края, этими фактами служат документальные описания античных авторов, которые в то время гласили о могуществе воинов своим количеством и отвагой. Многие историки и академики относят сванов к проживающему на территории древней Колхиды племени пенихов или санигов.
В этом очень в своенравном крае, у истоков двух бурных рек Ингури и Цхенисцкали, во владениях величественных гор с львиным сердцем и рыцарским народом, всегда ощущался добрый и сплоченный воинский дух, тут складывалось особенная этническая группа людей и развивалась единая общегрузинская культура. Вместе с тем Сванетия всегда был и остается особенным, возвышенным, самобытным, уникальным краем, а вещественная цивилизация, социальные отношения, духовная и материальная культура коренных жителей Сванетии всегда составляли неотъемлемую часть общегрузинской культуры. В следствие этого с точки зрения исторической и этнографической, научной стороны Сванетия до наших времен считается неиссякаемым источником и рудником древности.  Данный край всякий раз завлекал и в данный момент завлекает любителей историй и культуры.
Очень много раз, в Грузии были времена во время вражеских нашествий из разных уголков Грузии спасали в этих краях старейшие иконы, рукописи, реликвии, ценности разных видов и документальные источники - так как Сванетия является колыбельным хранителем сокровищ Грузии!  В Сванетии было сохранено и спасено созданное, точнее переписанное в IX веке в Шатберди (Кларджети) евангелие, так называемый Адишский четырехглав. Здесь же сохранились грузинские рукописи X века и нерукотворные иконы, сделанные мастерами Бека и Бешкен Опизари. Поэтому Сванетия привлекал внимание исследователей нашего прошлого Димитрия Бакрадзе и Тедо Жордания, Александре Хаханашвили и Нико Марра, Эквтиме Такаишвили, Корнелия Кекелидзе,   известного русского социолога Максима Ковалевского, итальянских и французских путешественников.
  Один из самых высокогорных районов Грузии - Сванетия расположена на южных склонах Западного Кавказа. ЗемоСванети находится в ущелье реки Ингури (на высоте 1000-2000 метров над уровнем моря), а КвемоСванети - в ущелье реки Цхенис-цкали (на высоте 600-1500 метров над уровнем моря). На юго-востоке Сванетия граничит с Рача-Лечхуми, на западе - с Абхазией, с юга примыкает Имерети и часть территории Самегрело. На севере граница Сванетии проходит по Главному Кавказскому хребту, по ту сторону которого находятся Карачай и Кабарда.
Ушгули - это и сказочное село, расположенное между гор и небес, и община на крайнем востоке Сванетии, самый высокогорный населенный пункт в Европе (2200 м), край многочисленных гордо возвышающихся башен. Здесь представлена полная типология строительных комплексов Сванетии: хозяйственных, оборонительных, культовых, жилищных. Здесь же находятся руины крепости времен царицы Тамар (XII век).
   Как и по всей Грузии, но особенно в Сванетии присутствует большое количество монастырей, церквей, башни-замки и не зря говорят, и пишут край тысячей башен! Как и везде у горцев есть свои обычаи и до сих пор в Сванетии сохранились очень много традиций, религиозно-христианских и другие, которым чтут большое уважение. В каждых уголках маленькой Сванетии есть свои древние маленькие этнические традиции которые исходят испокон веков. На этих праздничных днях собираются со всего уголка. Довольно много таких и один из этих -замечательных древних праздников является «Ламариоба». В августе в Ушгули, в церкви у подножия красивейшей горы Шхары рано утром, на восходе солнца собирается народ со всех сел общины Кала-Ушгули.    
Этот богатейший край, своим нравом пережило много иноземных нашествий междоусобных войн, но свою гордость всегда сохраняла так и историко-культурную уникальность. Так называемые Мачубы, дома- башни, как правило, были обнесены каменными стенами, а окна им заменяли высоко расположенные щели-бойницы. Зимой в мачубах находил приют и скот, довольно впечатляющее и интересное сооружение. (У многих семьей Башни являются маленькими семейными молельнями где родня молятся и проводят служение христианских праздников, а также территории башен являются фамильными кладбищами). Особенно ночью при свете фонарей. Сегодня эти средневековые жилища используются в качестве складов - рядом с башнями уже возведены современные дома. Башни строились из местных природных материалов - булыжника, неотесанных камней, слоистых сланцевых плит - и скреплялись известковым раствором. Большинство башен - квадратные в сечении, со стороной у основания 5-6 м, суживающиеся кверху. Высота - от 10 до 25 м. Их основное предназначение - защита от нападений, будь то междоусобные войны или кровная месть. Башни имеют по четыре-пять этажей, в каждом - узкие окна-бойницы. Для защиты строились также более высокие и лучше укрепленные сторожевые башни. Принято считать, что все они сооружены в XII-XIII веках, во время золотого столетия Сванетии - при правлении грузинской царицы Тамары. Были случаи, когда при кровной мести семьи отсиживались в башнях годами, запасаясь продовольствием, водой, боеприпасами
Хотя Вольная Сванетия периодически находилась под влиянием различных феодальных областей Грузии, в основной архитектуре всех ее сооружений преобладают местные образы и черты. Церкви и монастыри Сванетии отличаются как планировкой, так и выбором строительного материала. Множество местных церквей, построенных в X-XII веках, имеют одно помещение. Внешне они представляют собой сооружения очень лаконичной, почти кубической формы. Во время возведения храмов использовали материал туф, никогда не применявшийся для жилых домов. Во многих церквях сохранились настенные росписи X-XII веков, причем не только внутри зданий, но и снаружи.
Сванетия по праву считается сокровищницей произведений искусства древних мастеров. На протяжении многих столетий в сванских селах хранят и ревностно оберегают старинные рукописные книги, драгоценное средневековое оружие, замечательные образцы чеканки и резьбы по дереву. XI-XIII века - это время расцвета искусства чеканки, но последовавший упадок был обусловлен прежде всего историческими причинами. В результате войн серебро и золото поднимались в цене и изготовление икон становилось очень дорогостоящим ремеслом. Но лишь до наших дней с трудом сохранились чеканные иконы того времени - произведения искусства, выражающий высокое художественное мастерство.

Сванети тур